Предположим, что необходимо сравнить между собой результаты выполнения логических задач до и после курса обучения. Чтобы узнать различаются ли результаты до курса обучения и после необходимо вычислить t-критерий Стьюдента для зависимых выборок.
Шаг 1. Занесем данные в общую таблицу:
№ | Результаты выполнения логических задач до курса (сек.) | Результаты выполнения логических задач после курса (сек.) |
1 | 25 | 22 |
2 | 23 | 25 |
3 | 28 | 23 |
4 | 29 | 22 |
5 | 35 | 30 |
6 | 31 | 27 |
7 | 24 | 20 |
8 | 24 | 19 |
9 | 38 | 32 |
10 | 26 | 25 |
11 | 20 | 20 |
Шаг 2.Рассчитаем разность для каждой пары значений
№ | Разность значений в каждой паре (до-после) |
1 | 3 |
2 | -2 |
3 | 5 |
4 | 7 |
5 | 5 |
6 | 4 |
7 | 4 |
8 | 5 |
9 | 6 |
10 | 1 |
11 | 0 |
Шаг 3. Вычисляем среднюю разность значений, стандартное отклонение и степени свободы
Для того, чтобы рассчитать стандартное отклонение нам необходимо знать среднее арифметическое в разности значений, а затем подставить имеющиеся значения в формулу стандартного отклонения.
3.1. Рассчитаем среднюю разность значений (среднее арифметическое по разности)
3.2. Подставим значение среднего арифметического в формулу стандартного отклонения:
Шаг 4. Подставляем полученные значения в формулу t-критерия Стьюдента для зависимых выборок.
Шаг 5. Определим по таблице критических значений t-Стьюдента уровень значимости:
Шаг 5.1. Найдем в таблице строку с количеством степеней свободы 10. df = 10
Шаг 5.2. В строке с df=10 найдем значения . Оно располагается между p<0,01 и p<0,001
Шаг 6. Следовательно уровень значимости меньше 0,01.
Результаты выполнения логических задач до и после курса различаются между собой.
Расчет критерия Т-Стьюдента для зависимых выборок | |
Расчет критерия Т-Стьюдента для зависимых выборок в SPSS | Пример критерия Т-Стьюдента для зависимых выборок в SPSS |
Расчет критерия Т-Стьюдента для зависимых выборок в Excell | Пример критерия Т-Стьюдента для зависимых выборок в Excell |
Критерий Т-Стьюдента для зависимых выборок |