Допустим мы хотим сравнить уровень интеллекта детей в 7 «а» и 7 «б» классе средней общеобразовательной школы. Для сравнения двух выборок между собой воспользуемся критерием U Манна-Уитни.
Шаг 1. Занесем значения в таблицу.
7 «а» | 7 «б» | ||
ФИО Испытуемого | Баллы IQ | ФИО Испытуемого | Баллы IQ |
КТИ | 112 | БРИ | 121 |
ВСИ | 105 | ДРО | 120 |
МНИ | 109 | РНА | 134 |
АНМ | 90 | ВРА | 119 |
УРА | 130 | ГРА | 115 |
ВФЫ | 117 | ДЖА | 106 |
РКИ | 117 | ВЦК | 107 |
ТРИ | 125 | ЮЕР | 101 |
ТРК | 134 | ЖЕН | 97 |
ТНК | 109 | КОР | 117 |
Шаг 2. Расположим все значения в один ряд (2.1) и проранжируем их (2.2).
ФИО Испытуемого | Баллы IQ (2.1) | Ранг (2.2) |
РНА | 134 | (1+2)/2=1,5 |
ТРК | ||
УРА | 130 | 3 |
ТРИ | 125 | 4 |
БРИ | 121 | 5 |
ДРО | 120 | 6 |
ВРА | 119 | 7 |
ВФЫ | 117 | (8+9+10)/3=9 |
РКИ | ||
КОР | ||
ГРА | 115 | 11 |
КТИ | 112 | 12 |
ТНК | 109 | (13+14)/2=13,5 |
МНИ | ||
ВЦК | 107 | 15 |
ДЖА | 106 | 16 |
ВСИ | 105 | 17 |
ЮЕР | 101 | 18 |
ЖЕН | 97 | 19 |
АНМ | 90 | 20 |
Шаг 3. Суммировать ранги значений в группе 7 «а» и в группе 7 «б»
Ранги 7 «а» = 1,5+3+4+9+9+12+13,5+13,5+17+20 = 102,5
Ранги 7 «б» = 1,5+5+6+7+9+11+15+16+18+19 = 107,5
Шаг 4. определить какая из ранговых сумм бОльшая.
Ранг 7 «а»< Ранг 7 «б» => ранговая сумма 7″б» больше
Шаг 5. Определить эмпирические значения критерия U Манна-Уитни по формуле:
,где — количество испытуемых в 1 группе; — количество испытуемых во 2 группе; — большая из двух ранговых сумм; — количество испытуемых в группе с бОльшей ранговой суммой.
Шаг 6. По таблице определить критические значения критерия U Манна-Уитни.
Шаг 7. Сравнить критические значения с эмпирическими.
23<47,5 <
Шаг 8. Сделать выводы.
Расчет критерия U-Манна-Уитни | |
Расчет критерия U-Манна-Уитни в SPSS | Пример расчета критерия U-Манна-Уитни в SPSS |
Расчет критерия U-Манна-Уитни в Excell | Пример расчета критерия U-Манна-Уитни в Excell |
Непараметрический критерий U-Манна-Уитни |